Волчья хватка
По древним законам Воинства аракс Ражный, в миру бывший спецназовец, а ныне хозяин охотничьей базы, должен понести наказание за неверно проведенный поединок, в котором но пощадил противника и якобы утратил Ярое Сердце. Ражный покидает базу и поселяется в глухом лесу, где встречает свою любовь - девушку, за которую ему приходится бороться. Тем временем загадочные Вещерские леса, где исчезают люди, продолжают привлекать внимание спецслужб… 1
Сирое Урочище располагалось в северных Вещерских лесах и, несмотря на
близость к обжитым землям, даже среди старых араксов считалось самым потаенным
из всех иных урочищ Воинства. Многие поединщики, будь то вольные или вотчинные,
получив поруку, под любым предлогом оказывались в районе места схватки, дабы
отыскать дубраву, прочувствовать силу, исходящую от земляного ковра, и
приготовиться к поединку. И редко кто из них по доброй воле отправлялся на
Вещеру, чтоб отыскать это мрачное, с дурной славой Урочище; все знали, что
попасть в монастырский скит возможно лишь по приговору суда Ослаба и
обязательного послушания, которое длилось не меньше девяти месяцев.
Ровно столько, сколько требуется для зачатия и рождения нового человека.
По рассказам Елизаветы, если кто-то из поединщиков, разочаровавшись в
мирской жизни и презрев обычаи, приходил в Вещерские леса, то мог блуждать здесь
хоть до смерти, безрезультатно исхаживая пространство вдоль и поперек. Чаще
всего люди теряли рассудок и ориентацию, хотя пытались двигаться по солнцу,
звездам или компасу. Можно было, например, зайти с одной стороны и неожиданно
оказаться совсем в другой, эдак за полсотни километров. Особо упрямые
исследовали лес шаг за шагом, от дерева к дереву, даже нитки натягивали, но все
равно блуждали и, кому удавалось вернуться, говорили потом, что в некоем месте
слышали голоса, крики, мычание скота, лай собак, стук топора, даже чуяли дым,
запах свежеиспеченного хлеба и отчетливо видели летающих пчел - одним словом,
полное ощущение человеческого жилья. У всех, кто хаживал в недра
Вещерских лесов, в том числе и у местных жителей, существовало поверье: если
забрел далеко и вдруг услышал треск сороки или назойливую кукушку, готовую сесть
на голову, в тот же миг разворачивайся и пулей назад. Промедлишь и непременно
заблудишься или найдет помрачение ума, внезапное затмение и очнешься потом
неизвестно где и неизвестно кем: люди забывали, кто они, как их зовут, и не
узнавали своих родственников. Врачи называли это амнезией и полагали,
что болезнь - заразная и передается неведомым путем… Кстати, местные
жители особенно здесь боялись сорочьего стрекота и не любили забираться далеко в
лес, грибы, ягоды и прочие дары леса собирали поблизости от деревень и, когда
ходили в его чащобные глубины по необходимости, говорили, будто там леший водит.
И были уверены, что кроме метеостанции, поставленной здесь еще с дореволюционных
времен, в Вещерских лесах уже давно нет ни деревень, ни людей, ни, тем паче,
монастыря. Да и самих метеорологов давно нет, поскольку из-за малозначительности
результатов наблюдения попали под сокращение. Когда-то здешние глухие
леса были разделены просеками на три части, назывались дачами и принадлежали
трем помещикам. Двое из них заготавливали древесину, сплавляли ее по речкам и
продавали купцам, а третий жил за счет пахотных земель, леса не рубил, слыл
человеком набожным и странноватым, ибо к сорока годам все еще не женился. Соседи
давно уговаривали его продать им свою дачу, и будто бы помещик почти согласился
и поехал со своим объездчиком посмотреть угодья, чтобы назвать цену. Где уж он
ездил и как, никто не знал, но вернулся только через два месяца, говорят,
молчаливым и отрешенным, переоделся и, не сказав ничего своим домашним, тут же
отправился в город. Сначала подумали, к нотариусу оформлять сделку, однако
прошла неделя, другая - забеспокоились и бросились на поиски. И
обнаружили помещика лишь через два года в одном из северных монастырей, которому
он отписал свою лесную дачу, а сам уже был иноком, принявшим обет молчания.
Обо всем этом поведал Ражному словоохотливый и веселый калик, коему было
поручено сопроводить осужденного к одному бренке, обитающему возле Сирого
Урочища. Всякий воин Засадного Полка с раннего детства слышал о бренках
и знал почти все; ими пугали, как пугают потусторонним адом, и разница лишь в
том, что чистилище для грешника начиналось после смерти и спроводить туда был во
власти лишь суд Божий. В сиротство же можно было угодить при жизни и по суду
живого и реально существующего, хотя и ослабленного человека - Ослаба. И адские
страдания приходилось испытывать не бестелесной душе, а конкретно живому телу,
чувствительному, болючему и довольно малоприспособленному для мук.
Однако, глядя на каликов, Ражный сильно сомневался, что в этом
монастырском ските так уж уродуют тело. Сирый, что вел его на Вещеру, выглядел,
как сдобный румяный калач, только что вынутый из печи. Всю дорогу он отчего-то
похохатывал, откровенно радовался жизни и балагурил без конца о низменности
мирской жизни, задавая риторические вопросы. Изредка он останавливался,
отскакивал назад и прислушивался. - Слышь, воин? - спрашивал потом. -
Тебе не кажется, кто-то за нами идет? - Не кажется, - бездумно бросал
Ражный. Калик грозил пальцем: - Нельзя в Сирое дорогу показывать!
- Да нас по следам вычислят, кому надо. - А где ты видишь следы?
На северной Вещере выпал снег и уже не таял, хотя земля еще не
промерзла. Ходить в такую пору бесследно уже не удавалось, но когда Ражный
оглянулся назад, то увидел, как стремительная, курчавая поземка заметает
сдвоенные отпечатки ботинок. - Это я задуваю, - удовлетворенно
похвастался калик. - А вот если кто прется сзади в пределах видимости, тогда
плохо дело. Например, Сыч выследит, и будет нам наказание. - Кто такой -
Сыч? - Ты что, не слыхал про него? У-у-у, лучше с ним не встречаться.
Зверь! Говорят, совсем одичал, клыки выросли, когти… - Да кто он такой?
- Аракс сумасшедший. Давно уж на Вещеру пришел и бьет всех, кто не
понравится. Ему что калик, что послушник - не одного уж порвал. Требует дорогу
указать в Сирое. Вздумал поживиться за счет сирых, ума-разума поднабраться.
- Что же его в вериги не обрядят? - Попробуй, поймай его, если
озверел! - както восторженно сказал калик. - Хотели заковать, но ведь Сыч -
птица ночная и летает бесшумно. Да и настоятель ему потакает. - Это еще
зачем? - Скажу по секрету, чтоб послушники не расслаблялись. А то ведь
думают, коли свели на Вещеру, можно делать все что захочется. Иные чуть ли не
вертепы тут устраивают. Мало того, что женщин воруют в окрестных селах -
несчастных сорок обижают, кукушкам проходу не дают. Они, горемычные, вынуждены
по деревьям прятаться, в дуплах отсиживаться. Сыч, он у настоятеля вместо
нештатного надзирателя и палача. А в Урочище все равно пройти не может. Но если
кто вольно или невольно дорогу ему покажет!.. Самый бедный будет на Вещере. В
цепях сгноят заживо. - Тебя сгноят, не меня, - отмахнулся Ражный. - Я
дороги в Урочище не знаю. Сирый откровенно захохотал: - Разве
можно наказать!.. Ой, не могу!.. Уже наказанного?! Ну ты, чудило! - А
тебя за что упекли? Калик остановился, поднял палец и вымолвил искренне,
со слезой в трепетном голосе: - Ни за что! Всю жизнь был чист и
безгрешен, как ангел! Узнать, за какую провинность он попал в Сирое
Урочище, было невозможно даже под пыткой. И это говорило о его приверженности
Сергиевому воинству, несмотря на то, что калик бесконечно валял дурака.
Всю дорогу он не один раз пытался искусить Ражного, обращаясь мелким
бесом: сначала намекал, мол, делать в Сиром нечего, тем паче холостому, на что
тратить-то лучшие годы? На сидение в лесу, среди осужденных араксов, считай,
зеков? Среди безвольных, лишенных своего «я», а то и сумасшедших людей,
прикованных к камням? И повиноваться настоятелю, который ну просто зверь и еще
страшнее Сыча? Будто бы каждый день он выходит из своей кельи и бьет железным
посохом сирых, и ладно, если попадет по мягким местам, а то всем строптивым
достается по лбу навершением. А навершение кованое, в виде желудей и дубовых
листьев, поэтому на коже остается печать. И чем чаще попадает тебе от
настоятеля, тем больше шишка, так что у иных ослушников эти желуди уже на лбу
растут. Ражный даже не откликался на его речи и вообще шагал за каликом
молча, как и положено приговоренному, пока этот болтливый конвоир не потерял
терпение. - Ты хоть понимаешь, что осудили тебя не по справедливости? -
остановившись, спросил он. - Или голова у тебя не варит? Не соображаешь, что это
- заказ? - Какой заказ? - Ражный тут же пожалел, что не сдержался.
- А такой! Как сейчас заказывают? - Хватит брехать, сирый…
Тот огляделся и склонился к уху: - Как ты думаешь, Колеватый
обиделся на тебя? То-то!.. - Хочешь сказать, Ослаб заказы принимает?
Калик слегка отшатнулся: - Я этого не сказал. Но Ослаб, да будет тебе
известно, из ума выжил. Колеватый челом ударил и оговорил тебя. Ражный
вспомнил последнюю встречу с генералом в Министерстве обороны и ухмыльнулся:
- Ну ты интриган!.. По башке тебе дать, что ли? - Можешь,
конечно, - согласился сирый. - Раз дашь - не встану… - Колеватый - не
тот поединщик, чтоб заниматься мерзостями! - Ладно! Согласен!.. А если
боярин тебя заказал? Пересвет наш любимый? Почуял, на пятки ему наступаешь, и
вывел из игры? Ведь года через два-три ты бы двинул на боярское ристалище?
Силами с Воропаем помериться? Он же твоего отца изувечил и шапку отнял. Да ты
ведь устраивал с ним потешный поединок! Говорят, чуть только не уложил? Говорят,
пожалел в последний миг… Это правда? Редкостный калик попался,
прозорливый: даже если смутить хотел, то недалек был от правды или по самой ее
грани ходил, как эквилибрист, ибо Ражному приходили такие мысли… - Жалко
мне тебя, Ражный, - пользуясь молчанием, уже с тоской заговорил сирый. - Не по
правде тебя осудили. За что?.. Ярое Сердце утратил?.. А кто его не утратил, если
столько лет нет войны? Начнется война, и загорится сердце. Первый раз, что ли?..
- Молчи, калик! - Ты погляди, как подло тебе поединок устроили?
С волком свели, которого ты вырастил! Которому был вожак стаи! Растравили зверя,
сволочи, железом отпежили, глаз выбили и свели! И это все опричники Ослаба! А
они без приказа… - Да заткнись ты! - рявкнул Ражный и пошел вперед.
Калик догнал, заступил путь: - Я-то заткнусь, но об этом сейчас
все Воинство говорит! Даже иноки недовольны, ворчат… - Что ты хочешь?
Тебе что нужно? - Ну, на хрен тебе в Сирое, сам подумай, а? - вдруг
возмутился он, забегая то с одной стороны, то с другой. - Я же тебя не держу, да
ты и помоложе, поздоровей меня… Плюнь ты на это дело, разворачивайся и дуй на
все четыре стороны. Знаешь, сколько ныне проживает в Урочище и мытарится?
Ё-ё-ёп!.. Сроду столько не было! Двести сорок восемь засадных душ, милый мой! Да
еще нас, каликов, два с половиной десятка. Это я не беру в расчет еще одну
категорию насельников… - Какую? - Немазаную-сухую!.. Скоро весь
Засадный Полк будет сидеть в Сиром! В Урочище места не хватает, по чердакам
живут. Две казармы срубили, заселили под завязку и уже третью заложили!.. Я уже
водить вас устал. Каждую неделю вожу по одному такому, как ты! А Ослаб все
судит, судит… Ражный слушал его вполуха, но названные цифры сложились в
уме сами собой и заставили остановиться: - Сколько сейчас в Сиром?
- Должно быть, двести семьдесят четыре с тобой будет. И с нами…
- Ничего себе… - Это за два года, Ражный! - загорячился сирый. -
Причем самых лучших араксов!.. Вольных скоро совсем на воле не останется,
половину сюда загнали. Теперь вот и за вотчинников принялись… - Погоди,
а за что? - Была бы шея! Петля найдется!.. Кого за что: занялся,
например, банковским бизнесом без благословления Ослаба - изменил Воинству,
нельзя деньги в рост давать. Один такой банкир уже на Вещере отдыхает. Драч -
слышал? За несколько лет такие деньги сделал! Считай, можно было весь Засадный
Полк содержать. Нет же, сюда спровадили… За жестокость, например, в поединке
или, наоборот, как тебя, за утрату Ярого Сердца… Да что там! За прижитых на
стороне детей стали в Сирое загонять! А ведь разумные Ослабы когда-то даже
поощряли за такое, чтоб кровь народа омолодить кровью араксов. После войны,
помню, был тайный указ молодым засадникам вдовушек ласкать… И мы ласкали! А что
их не ласкать-то, страдалиц? Какие потом ребятишки выросли! Посмотреть
любо-дорого… - И скольких же ты уговорил не ходить в Сирое? - в упор
спросил Ражный. Калик отступил: - Одного все-таки уговорил.
Потому что умный оказался, а остальные дураки, как ты. - И всего-то?..
Тогда лучше молчи. - А ты теперь посчитай, на сколько разделят тебя? Что
будет представлять твое «я», сообразил?.. Или не врубаешься в тему? Ты что, на
гражданке не найдешь себе применения? В спортсмены иди, завоюешь кучу
олимпийских медалей, бабок нарубишь прорву, в загранку махнешь, какой-нибудь
замок купишь или дворец! Ну что тебе делать в этом скиту? Тем паче холостой, а
ведь у нас никогда не женишься! Ражный шел вперед не оглядываясь, сирый
забежал с другой стороны: - Смотри, дальше: лет через десять при самом
хорошем раскладе тебя обратят в калики. Ну и что? Будешь ходить и разносить
араксам поруки? Да это же тебе, вотчиннику, западло должно быть! Тем паче ты в
Свадебном поединке уделал самого Колеватого! Ничего себе, планку взял!.. Теперь
что? В калики после этого, в рабы? Чтоб все над тобой потешались, помыкали?..
Ну, если даже оценят твои способности - ты ведь у нас Ражный! - и поставят на
ветер, разве это жизнь? - Что значит поставят на ветер? - без интереса
спросил он, хотя никогда не слышал такого выражения. Калик понял, что
сболтнул лишнее и замялся; - Потом все узнаешь, после покаяния. Дело
неблагодарное и неблагородное… Подумай, воин! Что тебя ждет? Ражный шел,
опустив голову, как и положено осужденному араксу, а калик стрелял в него
цепкими глазками и продолжал развивать тему: - Я б на твоем месте враз
слинял. Что ты держишься за воинство? Кому мы нынче нужны? Отечеству? Или самим
себе только?.. Нравы, обычаи - все старье, хлам. А посмотри, какая жизнь вокруг?
Если жить с умом? - Иди и живи. Ты-то что не уходишь? - Не дети,
давно бы ушел, - вдруг искренне признался он, хотя в искренность этих сирых
верить было нельзя. - Четыре сына у меня, по возрасту таких, как ты… Гнал их -
не идут, на что-то еще надеются… А один уже в Сиром отдыхает. И
показалось, голос калика треснул и размяк от внутренних слез. По крайней мере,
он замолчал, обогнал осужденного и часа полтора без оглядки шел впереди -
возможно, плакал про себя, и от этого Ражный поймал себя на мысли, что еще не
верит сирому, но очень хочет верить, поскольку и сам давно почувствовал некое
странное брожение внутри Засадного Полка. Что-то и в самом деле
происходило в Сергиевом воинстве, скрытое от глаз самих араксов: опричник Радим
впрямую говорил: уходи в мир, а вернешься, другой Ослаб будет, суда избежишь… И
несостоявшийся тесть Гайдамак намекал на некие события, творящиеся и среди
иноков, и в окружении Ослаба, в тайной опричнине… Что-то взбаламутило
привычную жизнь засадников, и особенно жизнь стариков, задачей которых было
обустраивать будущее существование Воинства, заботиться о продлении своих родов,
женить внуков, правнуков и выдавать замуж внучек-правнучек, следить, чтоб мир
был в молодых семьях, мир и дети. Если через девять месяцев после женитьбы не
рождался наследник, старики себе места не находили, устраивали строгий спрос с
молодого аракса, мол, что, внучка моя - бесплодная, коль не беременеет? Или ты
никуда не годен? Молодые обязаны были доказывать плодоносность своих
родов, и если оказывалось, что жена и впрямь не может понести дитя, старики сами
забирали ее от аракса и уводили в Вещерские леса, где несчастная потом жила в
одиночестве и называлась сорокой. А засаднику приводили другую невесту, и все
начиналось сначала… Так рассказывала кормилица Елизавета… Почему
Гайдамак не захотел отдать свою внучку в жены, с которой Ражный при его участии
был обручен? С которой по его же воле отпраздновали восторженный праздник
Манорамы… Прощения попросил, но не снял своего вета, не взял назад свои слова и
невыполнимое для аракса условие - встать на колени и просить руки невесты, зная,
что он никогда этого не сделает? А потешный поединок с Пересветом - не
причина, чтоб лишать правнучку женской судьбы, чтоб она до смерти куковала в
Вещерских лесах… Почему инок не захотел связать свой род с достойным
ловчим родом Ражных? А потому, что знал судьбу жениха, знал о
предстоящем Судном поединке! Гайдамак знал все! И не он ли увел Молчуна в тот
вечер, возле дома Оксаны, чтоб вернуть его в звериный образ и выставить против
Ражного на Судном поединке? Что-то происходит в Сергиевом воинстве, и
калик, похоже, не искушает, не врет… Однако тот вдруг остановился,
обернулся веселый и хитро прищурился. - Слушай, Ражный, давай так, -
сказал с задором. - Я тебя подведу к нормальному бренке. К знакомому, который
меня уважает, а значит, и моих клиентов. Жалеть не будешь, и послушание пройдет
на ять. А ты сейчас же напишешь мне дарственную на все свои сбережения и
недвижимость. Бумаги у меня заготовлены, только подмахнуть. Я потом заверю у
нотариуса… Согласен? Ну, если ты такой упертый, зачем тебе земное? И
этой привычной для каликов меркантильной речью враз перевернул все мысли
Ражного. Бренками назывались старцы, под водительством которых проходило
девятимесячное послушание, - эдакие духовные наставники осужденных, коим
предстояло потом вступить в лоно Урочища. Поскольку скитское существование сирых
было тщательно закрыто от остального воинства, то послушание было своеобразным
курсом молодого бойца, где учили правилам монастырского общежития, а проще
говоря, с потом и кровью отдирали от горделивой, самодостаточной личности аракса
его «я», а вместе с ним и имя, данное от рождения. Ражный молчал, и
калик расценил это как колебание: - Думаешь, мне лично твои деньги
нужны? Да все на благо любимого тобой Воинства! Наши банкиры-то в Сиром! И я
ведь за свой счет хожу и езжу из конца в конец страны! Ну, если где выпью рюмку
на казенные, так это и все. Да сколько их, казенных-то, дают? В один конец не
хватает. Что мне с шапкой стоять в подземном переходе? А тебе деньги вообще
теперь не нужны! Выскочить из Сирого ты сможешь лет через десять, не раньше. За
это время случится не один дефолт или еще что… У тебя есть сбережения? -
Нет. - Как же нет? Ты бизнесом занимался, иностранными охотами! У тебя
бабок должно быть немерено! - Не заработал… - Врешь, Ражный! К
тебе крутые ездили, буржуи… - Можешь проверить счета… - И
недвижимости нет? - Охотничью базу забирай, если Пересвет отдаст тебе
Ражное Урочище. Калик только сплюнул: - А ты не ехидничай!
Хлебом не корми, дай над бедным каликом посмеяться… И обиделся уже до
конца пути. Некогда осужденные и обращенные в каликов, араксы, казалось
бы, лишались всякой воли, имени и прав воина Засадного Полка, однако при этом
никогда не выглядели несчастными и раздавленными. Да, они вечно жаловались на
свою судьбу, клянчили денег и ерничали, но трудно было сыскать веселее человека,
принадлежащего к Сергиевому воинству, чем калик, и объяснялось это довольно
просто: вместо славы и чести поединщика осужденный получал способности и
качества, не доступные ни вольным, ни вотчинным араксам - легко проникать в
Сирое Урочище и возвращаться назад, когда вздумается. И не только! Калики
обладали умением пускать пыль в глаза и проходить через любые посты, заслоны и,
говорят, если надо, то даже сквозь стены. А способностями - расположить к себе
человека, войти к нему в доверие и погадать судьбу они могли тягаться с цыганами
или профессиональными гипнотизерами. Калики существовали в Воинстве как
профессиональные лазутчики и, обладая талантом лицедеев, психологов и лекарей,
зная языки, а то и не по одному, легко проникали в стан противника. Бывало, по
многу лет жили за границей, сами превращались в иностранцев с непривычными
манерами, но стоило кому из них вернуться на Вещеру, вновь натягивали маску
болтливых и лукавых каликов. Вероятно, все эти качества и почти
неограниченные возможности отчасти заменяли им прошлую славу побед, и они скоро
привыкали к новому состоянию, как всякий осужденный привыкает к лишению воли и
тюремным стенам. Везде жизнь… Конечно, говорили, что в Сиром
находились и те араксы, кто единожды вкусив состояния Правила, не мог выйти из
него и был опасен не только для мира, но и для араксов, как, например, верижник
Нирва, с которым был обещан Судный поединок. Поэтому их содержали прикованными к
неподъемным, чаше всего зарытым в яму, камням, чтоб они постоянно заземлялись. И
это были действительно несчастные араксы. Однако Ражный знал, что его минует
такая участь, поскольку его провинность была прямо противоположной - утрата
Ярого Сердца. Если бы он не спас волка, заправив ему кишки в полость и
зашив берестяной ниткой, а догнал и разорвал его надвое, то победу в поединке
зачли бы ему и сейчас он не шел бы за говорливым каликом в добровольное
заточение. Ражный не испытывал ни страха, ни особого разочарования в
предстоящей судьбе. Никто из его рода никогда не попадал в Сирое Урочище, и было
даже любопытно познать, что это такое. Едва ступив в эти леса, он ощутил
сильнейшее напряжение пространства, и казалось, достаточно вспомнить чувства,
испытанные на правиле, как в тот же час можно приблизиться к состоянию Правила.
И если не взлететь, то сделать весьма ощутимый холостой выхлоп энергии,
способный поджечь сырое дерево. Единственным, что повергало его в состояние
короткого шока, как после прямого удара в переносицу, и до боли тянуло в
солнечном сплетении, было воспоминание об обязательном условии, которое он
выполнял приговоренный в период послушничества под руководством бренки.
Он должен был сделать достоянием Сергиева воинства все личные приемы
ведения поединка, в том числе волчью хватку и наследственные способности
вхождения в раж. Бренка обязан был вывернуть его наизнанку, как пустой
мучной мешок, и выбить всю пыль. Сами эти старцы, по преданию, живущие в
лесах где-то возле монастырского скита, были не менее таинственными, чем само
Урочище. Некоторые поединщики говорили, что это и есть те самые опричники,
другие же утверждали, что бренками становятся буйные араксы, просидевшие на
цепях много лет, но не смирившие своего буйства, а сумевшие перевоплотить
неуправляемую энергию Правила в некую иную, духовную. И были еще те, кто
доказывал, будто они в прошлом вообще не имели никакого отношения к Засадному
Полку, а принадлежали к некой особой касте, поскольку ни с того ни с сего
оказывались при дворах князей и государей в качестве воевод и послов, если
говорить современным языком, по особым поручениям, вызывая раздражение у
придворных. В общем, толком о них никто ничего не знал. Бренка
буквально означало - звук, издаваемый костями, бренчащий скелет, гремящие
останки человека. По рассказам кормилицы Елизаветы, так оно и было: старцы
считались великими постниками, пили только воду и настолько иссыхали, что в
прямом смысле бренчали костями. Однако при этом были очень подвижны и активны,
поскольку для поддержания жизненного тонуса черпали энергию напрямую от солнца,
и если было несколько дней пасмурно, то они становились вялыми и лежали,
пережидая ненастье. Говорят, их в разное время было от трех до семи и они во
главе с настоятелем управляли всей жизнью Сирого Урочища. Но каждый сам по себе
значил очень мало, ибо и их личность так же была поделена на количество старцев.
Однако если старцы собирались вместе, то могли рукоположить избранного
иноками духовного предводителя Сергиева воинства, для чего в их присутствии
подрезали сухожилия и тем самым ослабляли. Поэтому Ослаб, взошедший на свой
престол, почитал иноков, но признавал и уважал власть и силу бренок, наведываясь
к ним для исповеди, или чтоб получить решающие советы по сложным вопросам
духовной жизни Воинства. Скорее всего, отсюда и возникла молва, что они
и есть опричники. Калики, прошедшие через их чистилище, то ли не любили
вспоминать, то ли не имели права разглашать подробности существования старцев и
сам обряд послушания. Однако при этом хвастались своими знакомствами и некими
близкими отношениями с каким-нибудь бренкой. Так же, как и у всех
обитателей Сирого Урочища, у них не было имен… Сирый привел Ражного на
бугор, напоминающий курган, обрамленный по подножию старыми соснами, остановился
на середине поляны и беспомощно огляделся: - Во, дела! Обычно в это
время на своем ристалище сидит! - Это что, ристалище? - спросил Ражный.
- Такое ристалище, - злорадно захохотал калик, - каких ты сроду не
видывал! Покатаешь земельку лопатками… - Он походил взад-вперед, обошел курган
по опушке, вздохнул разочарованно: - Да, времена настали!.. Раньше бренки
выходили встречать вашего брата. А теперь и старцев не хватает, у каждого чуть
ли не по четыре десятка послушников! Он оставил Ражного, а сам побежал в
сторону высокого и густого бора, желтеющего в закатном солнце. В какой-то
момент, хорошо видимый, он вдруг исчез, и там, где был в последний миг, осталось
зеленовато-багровое пятно, похожее на очертания человека, которое впоследствии
постепенно истаяло. Вообще пространство здесь было странным: без ветра
воздух колебался, отчего деревья слегка изламывались, как в горячем мареве, и
создавалось ощущение призрачности окружающего мира. Поначалу Ражный думал, что
это от температуры, поднимающейся из-за необработанной раны на предплечье, и
пытался сморгнуть поволоку с глаз, однако марево лишь усиливалось по мере того,
как они приближались к этому бугру. Отсутствовал сирый около четверти
часа и вернулся несколько обескураженным: - Так и знал! Мой бренка
принял еще одного бедолагу и теперь отдыхает. Про Калюжного слыхал?
Вольный засадник с таким именем, аракс казачьего рода, был известен,
пожалуй, каждому поединщику, поскольку три года назад, вне всяких правил, дерзко
вызвал на ристалище Пересвета, чтоб отнять у него боярскую шапку. Боярин мог бы
отказаться и, мало того, лишить аракса поединков на несколько лет, однако принял
вызов. Их схватка была зримой, длилась около двух суток, и двухметровый,
богатырского роста Калюжный был побежден Воропаем в сече, после чего боярин еще
прочнее закрепил за собой титул. - Теперь Калюжный будет твоим соседом
слева, - с неким удовольствием сообщил калик и показал рукой: - Километров пять
отсюда берлогу копает. Уже по пояс зарылся… А справа у тебя - Вяхирь поселился,
месяц назад привел… Да ты его не знаешь, не гадай. Он из белорусского урочища. И
молодой еще бульбаш, всего-то седьмой десяток разменял… - Это хорошо, -
отозвался Ражный. - Чего хорошего-то? - А что Калюжный сосед.
Приятно… - Пересвет обиду затаил на него, вот и упек… А на что
обижаться? И хрен бы с ним, но Ослаб каков? Им крутят, как хотят. Духовный
предводитель… - Не верю тебе, сирый. - Твое дело, - отмахнулся
калик. - Что будем делать? - Смотри сам, - безразлично обронил Ражный.
- Может, пойдем поищем другого бренку? Часов семь ходу, а то и больше…
- Как хочешь. - А вдруг и тот кого-нибудь принимает? Или вовсе
ушел? Столько дней солнца нет, старцы квелые стали. Тебе-то все равно к
которому? - Все равно… - И кушать очень хочется! - посожалел
калик. - Если еще столько топать, кишки ссохнутся, как у бренки. Ты-то как?
Сирые были вечно голодными и отличались сумасшедшим аппетитом. -
Я не хочу, - сказал Ражный, хотя не ел уже несколько дней. - Ну да,
приговоренные, они терпеливые, им не до жрачки. А я-то на службе! - Ешь…
Калик торопливо сбросил вещмешок, рассупонил его, выхватил горбушку
хлеба и стеклянную баночку с остатками меда. - Эх, хмельного бы, -
вздохнул. - Сейчас пару глотков, и был бы Ташкент… Нам положено потреблять от
усталости и для сугрева. Для нас хмельное - это пиша. - Он примерился к краюхе,
благоговейно откусил и замер с набитым ртом. Потом выплюнул на ладонь кус и
попросил: - Слушай, слушай! Ты же охотник! У тебя слух должен быть!.. -
Что слушать-то? - Будто шаги… Идет кто-то! Во!.. Вроде ветка треснула!
Неужто Сыч? - Никого нет, - наугад сказал Ражный. - Это тебе мерещится.
- Звук слышишь? Кто-то воет… Иногда Ражному чудился какой-то
звук, похожий на плач, возникающий то в одной стороне, то в другой, но скорее,
это кричала птица, а не зверь или человек. - А что, Сыч воет? -
Вроде нет, но говорят, кричит, как птица. Это, кажется, волк воет. Уж я-то их
послушал и повидал!.. Но опять же, в Вещерских лесах этих хищников никогда не
бывало… - калик вдруг про пищу забыл: - Слушай, Ражный! Тот зверюга, которого на
тебя спустили… сдох? - Не знаю… - Жалко, если сдох, - загоревал
калик. - Выходит, старец и волка засудил. А он - ты погляди! Харакири себе
сделал!.. Может, у него совесть проснулась? Сразу же после Судной
схватки Ражный настиг уползающего Молчуна, скрутил, сострунил его, зашил брюхо
берестяным кетгутом, опалил огнем раны ему и себе и сел рядом: с собой в Сирое
волка не взять, а развязать путы и оставить здесь, разорвет швы и сдохнет. В это
время к нему и подъехал отец Николай, вотчинник Вятскополянского Урочища, бывший
зрящим на Судном поединке. Он молча присел с другой стороны, потрепал холку
зверя. - Возьми его, Голован, - попросил Ражный. - Это же мой дар,
помнишь?.. - Как взять, если он сам к тебе вернулся? - вздохнул тот. -
Грешным делом подумал, ты сманил его… Прости уж. - Увези к себе в
вотчину, теперь приживется… - Скажи мне, Ражный… Это что? Пробуждение
разума? Зарождение души? - Тебе лучше знать, ты священник… - У
людей проявляются звериные чувства, у зверей - человеческие… Чудны твои дела,
Господи. Голован взял волка на руки. - Ты его пока не
развязывай, - предупредил Ражный, - чтоб швы не порвал. Кишечник у него целый,
так что можешь кормить. - Во второй раз принимаю дар, и опять раненого.
Теперь он и стреляный, и битый, и рваный… - И слепой… - А
совесть не потерял, - вотчинник понес Молчуна к машине. - Если опять вернется, я
не в обиде! - Теперь ему возвращаться некуда… Пуще огня и смерти
волки боялись Вещерского леса, ибо по своей вольной, независимой природе они
могли быть серыми, но не сирыми и убогими. На самом деле тонко чувствующих и
осторожных хищников отпугивала источаемая верижниками энергия, и считалось, что
если волки пришли в Урочище, значит, там нет ни одного буйного аракса.
Сейчас Ражный вспомнил Голована и сказал калику: - Если у зверя
однажды проснулась совесть, это на всю жизнь. - Значит, он оборотень, -
уверенно заключил тот. - Он зверь от рождения. - Ты что, видел,
как он родился? - Можно сказать, пуповину ему перерезал… Калик посмотрел
на него внимательно, поверил и стал есть. - Тогда ладно… А правду
говорят, ты сам можешь волком оборачиваться? - Нет. - Почему же
слух такой? - Врут. - Ну ты ведь догоняешь волков? Ходишь по
следу? - Хожу. - Значит, у тебя нюх особый, как у зверя? Или
что? - Интуиция. - Это ты не ври! - засмеялся и погрозил пальцем
калик. - За тобой ведь давно наблюдают! Он опять проговорился. Никто,
даже Пересвет, отвечающий за мирскую жизнь вотчинников, не имел права
по-воровски следить за ними. Если такая слежка велась, то с благословления либо
по поручению самого Ослаба, непременно с помощью незримых опричников и с далеко
идущими целями. На сей раз Ражный будто бы не заметил ничего. -
Есть всякие охотничьи приемы, - стал увиливать он. - Тебе-то какой интерес?
- Да я же вечно по лесам и полям брожу, столько волков перевидал -
страсть! Раза два так чуть не съели, ножиком отбивался. - Волки боятся
человека. - Меня не боятся! - Значит, ты не человек, - вставил
Ражный. - Или врешь как сивый мерин. Калик захохотал, чтоб уйти от
ответа, дожевал хлебушек, набросал в банку снега и тщательно вычистил длинным
гибким пальцем стенки. - Только червяка и заморил… Холодно будет спать.
Вот бы рогны чуток!.. Ражный молчал, еле сдерживая озноб: на ходу было
тепло, стоило сесть, и морозец начал буравить легкую куртку, надетую поверх
рваной, с зияющими дырами, борцовской рубахи. Калик это заметил и вдруг
предложил: - Хочешь, научу, как спать на морозе? До сорока градусов? Мы
же ходим чуть ли не до Полюса, спим под открытым небом, и еще ни один не замерз.
Хочешь? Калики просто так своих тайн не открывали, и следовало
подождать, что он попросит взамен. На сей раз сирый ничего не попросил, а
устроил бесплатную демонстрацию: широкими движениями разделся до пояса, сел на
снег и собрался в комок, замкнув руки под коленками. - Теперь сыпь снег
на спину, - сдавленно проговорил он через минуту. Ражный набрал
пригоршню жесткого и колючего снега, высыпал на голую, натянутую кожу… И
зашипело, будто снег попал на раскаленную сковородку! Капли воды кипели и с
шипением стекали на землю, топя снег, а от спины поднялся столб пара. -
Атомная станция, - хмуро похвалил он. - Мы просто умеем перерабатывать
мед в тепло, - одеваясь, похвалился сирый. - Как пчелы. Видел же, вроде
насекомые, а мороз терпят. Мало того, хладнокровные существа и вырабатывают
тепло!.. А ты умеешь готовить рогну? - Умею. - Да ладно! - не
поверил и засмеялся калик. - Самую лучшую рогну го
|