Четверг, 02.05.2024, 21:17
Главная » Статьи » Бестиарий » Голем

Голем
Голем
 По еврейской легенде — искусственный человек, прототип андроида и монстра Франкенштейна, изготовленный рабби Loew Jud Ben Bezalel из Праги (1525-1609) с той целью, чтобы он исполнял — без вознаграждения, харчей и стирки — различные работы, требующие больших усилий, но в основном ради того, чтобы защищал еврейские гетто от очень скорого на погромы населения столицы Чехии. Рецепт для изготовления искусственного человека, голема (слово это — на идиш — goylem, означает по-древнееврейски "бесформенный".) рабби Лёв нашел в Талмуде и книгах Даббаллы. Там было также сказано, что в качестве сырья должна быть использована глина с берегов Влтавы, на лбу глиняной человекообразной куклы надлежит выцарапать надпись Г"Эмет", в рот ей всунуть листок с надписью "Шем", а заклинание, Оживляющее голема, звучит так: "Шанти, шанти, дахат, дахат!"

 Действо это окончилось на удивление удачно, вылепленный из глины болван ожил, и рабби погнал его на работу. Сверхчеловечески сильный голем таскал воду, рубил дрова, мыл полы и прибирался в синагоге, выпекал мацу и изгонял зарвавшихся антисемитов.

 Однако рабби Лёв свернул с пути истинного и согрешил, узурпировав права давать жизнь, кои принадлежат только Адонай. Грехом и гордыней была также попытка защитить евреев (до пришествия Мессии евреи, в соответствии с волей Всевышнего, должны были страдать). Ну и рабби Лёва постигла неизбежная кара: голем неожиданно взбунтовался против создателя и двинулся на город, сея смерть и круша все подряд, дубася своими глиняными кулаками всякого кто подвернется под руку, независимо от того, еврей это или гой, то есть неверный. Рабби чудом удалось подобраться к взбесившемуся чудовищу и сцарапать у того из надписи на лбу одну букву, вследствие чего "Эмет" (истина) превратилась в "Мет" (смерть). Ну и голем стал тем, чем был, — бесформенным глиняным идолом. Однако рабби Лёв не уничтожил его, а спрятал в тайном склепе под Староновой синагогой в Старом Пражском Граде, где голем спит до сих пор. Но стоит кому-либо произнести заклинание — и голем снова оживет.

 Хитрецов, которые, возможно, заметили, что выше я сообщил текст заклинания, я разочарую: произнося магическую формулу, надобно обеими руками держаться за пейсы, проделывая при этом прыжки и пируэты, а вот какие и в какую сторону — не скажу.
Го́лем (ивр. גולם‎) — персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.
                       Значения слова
Слово «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс.138:16) в слове галми (ивр. גלמי‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Другой вариант происхождения слова. Само слово пришло из ареала Персидской империи, восточных легенд. (Урду: گولیمار , индийские и прочие восточные языки ) Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово- Голимар. ( Процесс обжигания глины.) В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.
                                                      Легенда
Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуду Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека. Во всем этом — богоборческий смысл голема. Но богоборческое начало в народной фантазии не имеет самодовлеющего значения: оно лишь разновидность протеста против социального и национального гнета.
                                             Голем в литературе

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним, Изабелла Египетская; реминисценции этого мотива можно указать у Гофмана и Гейне); для них голем — экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой — роман Густава Майринка — и в еврейской — драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу — социальная сатира на мессианизм. Он — символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», — болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Станислав Лем написал в 1973 году рассказ «Голем XIV» (Golem XIV).

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» (М. — Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2004), ISBN 5-932-73167-2, в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине — Юденшлюхте, городке на чешско-немцкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, ее революционной, еще неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил ее, запечатлев в нем грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих. Стихотворение Х. Л. Борхеса «Голем» описывает голема как неудавшуюся копию человека.

Фантастика

В творчестве писателей-фантастов, голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота, с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема, необходимо подобрать буквенный код.

Такой образ голема встречается в произведениях современных писателей:
  • Лазарчук А., Успенский М. «Посмотри в глаза чудовищ» — описана монотонная работа сотрудников Аненербе, по подбору такого буквенного кода, с целью создания идеальных и послушных воле Третьего рейха солдат.
  • Чан Т. «72 буквы» — о применении к живой материи принципа наложения слова (непременно из 72 букв еврейского алфавита, расположенных по 12 в 6 рядов) в массовом производстве глиняных големов. Учёные в области генной инженерии доказывают, что через несколько поколений человечество утратит способность к размножению. И вот в качестве решения этой проблемы, главный герой повести предлагает втравить в сперматозоид человека это самое слово, которое способствовует продолжению рода големов в течение одного цикла, с целью наследования факта воспроизведения человеком.
  • Голем является одним из главных героев (хоть и на 100 % виртуальным) экспериментального романа Альфреда Бестера «Голем 100», написанного в 1980 году. Здесь голем возникает на свет из глубин подсознания барышень-«пчелок», которые развлечения ради занимаются вызовом сатаны. Вызванный из небытия дух-голем вселяется в мужчин и женщин, пробуждая в них самые низменные инстинкты, и в конце концов изменяет всю цивилизацию. Естественно, в худшую сторону.
  • Голем фигурирует в эпизоде романа Умберто Эко «Маятник Фуко».
  • Одним из персонажей романов Терри Пратчетта «Ноги из глины» и «Патриот» является голем Дорфл. В Плоском мире запрещено создание големов, так как создание жизни (пусть даже и такой) есть прерогатива богов. Однако ранее созданные големы продолжают использоваться на тяжелой, опасной и грязной работе.
  • Голем как действующее лицо появляется в одном из эпизодов в третьей книге первой трилогии Андрея Валентинова из цикла «Око силы» — «Несущий свет»
  • В приложении к сатирико-фантастической повести «Понедельник начинается в субботу» А. Стругацкий, Б. Стругацкий дают следующее определение Голему «Голем — один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., Например, чехословацкую кинокомедию „Пекарь императора". Тамошний голем очень похож на настоящего)».
  • В романе В.Пелевина «Чапаев и пустота» адъютант Чапаева — башкир по прозвищу Батый — оказывается големом и погибает в конце романа.

Фэнтези

Големы часто присутствуют в современной литературе жанра фэнтези. Здесь они обычно представляют собой изначально неживых человекоподобных существ, собранных из какого-либо материала (глины, дерева, камня и т. п.) и оживлённых с помощью магии. Как правило, они подчиняются и полностью контролируются создавшими их волшебниками, которые используют их в качестве стражей или работников, так как големы не чувствительны к боли, слабоуязвимы и не устают.

Список фентези рассказов и вселенных, в которых присутствует или упоминается голем:
Големы в Плоском мире Терри Пратчетта.
В «Игроземье» Кевина Андерсона.
В трилогии Бартемиуса Джонатона Страуда (англ. Jonathan Stroud), во второй книге «Глаз Голема (англ. The Golem's Eye)».
Голем в "Последнем Дозоре" Сергей Лукьяненко
                                               Голем в кинематографе
Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем» (Der Golem, 1915) и «Голем: как он пришел в мир» (Der Golem, wie er in die Welt kam, 1920) — последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером, образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища, созданного Франкенштейном. В 1936 году фильм «Голем» снял Жюльен Дювивье.

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (Cisaruv pekar, pekaruv cisar, режиссёр Мартин Фрич, 1951), где голем тоже появляется и играет важнейшую роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966-го года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезенного в лондонский музей из Праги в корыстных целях. Так, с помощью его (голема) неограниченных физических возможностей разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранящий в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В русском сериале "По ту сторону волков II. Ключи от бездны", снятый Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947-го. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и ее окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развитий событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

В «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино (2009 г.) аналогия с Големом применялась Гитлером к отряду американских евреев, уничтожавших бойцов рейха и бесследно исчезавших, порождая панику среди солдат.
                                                 Голем в театре
 23 ноября 2006 года в театральном дворце «Dum u Hybern» в Праге состоялась премьера мюзикла «Голем». Музыкальный спектакль написан Карелом Свободой, Зденеком Зеленкой и Лу Фананеком Хагеном и поставлен режиссёром Филипом Ренком. Мюзикл играется на чешском языке и сопровождается английскими субтитрами.
                                    Голем в современной публицистике
 Образ Голема приобрел специальное значение в совеременной российской общественно-политической публицистике после появления в конце 1980-х в самиздате эссе Андрея Лазарчука и Петра Лелика. В статье, где предлагалась оригинальная модель функционирования и развития советской административной системы, «Големом» назывался административный аппарат, понимаемый как информационный организм, преследующий собственные цели, отличные и от целей государства в целом, и от целей отдельных чиновников. Термин «административный Голем» в сходном значении широко использовался такими публицистами, как Сергей Переслегин, Константин Максимов и другими.
                                          Голем в компьютерных играх
 Во многих играх жанра фэнтези есть разновидность существ «голем». Например: Bayonetta, Castlevania, Final Fantasy, Painkiller, Ultima III: Exodus, Heroes of Might and Magic, Diablo/Diablo II, Gothic, Kingdom of Loathing, Проклятые земли, Warcraft 3, World of Warcraft, Master of Magic, Neverwinter Nights, Lineage 2, Ведьмак, Nox, Perfect World, Dragon Age: Origins, Eve Online, Hexen II, Heretic, Baldur's Gate, Пограничье. В играх голем обычно механический либо глиняный человек, созданный или оживлённый магией. В игре Vampire: The Masquerade — Redemption одним из заданий в средневековой Праге выступает усмирение оригинального Голема в еврейском квартале.
Категория: Голем | Добавил: Dusha (06.05.2011)
Просмотров: 2736 | Теги: Голем | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar